Языки

Международный художественный проект

Байкал-КераМистика

озеро Байкал, остров Ольхон, пос. Хужир

Телефон в Иркутске

8914-902-2524

июнь-август 2019

Керамика - один из древнейших видов художественного ремесла. Древнейшее на земле искусство керамики всегда занимало важное место в развитии человеческой цивилизации и сегодня остается одним из видов искусства, играющих важную роль в развитии мировой культуры последней трети 20 - начала 21 вв. Этот уникальный природный материал обладает безграничными эстетическими и функциональными возможностями, богатейшей пластической и цветовой палитрой, дает возможность работать в разных жанрах и направлениях. Стремление современного человека к экологичности пространства, желание вернуться к природе, заставляет нас вновь обратиться к этому изначальному материалу. Высокие качества керамики идеальны для работы в архитектуре, монументально-декоративном искусстве, скульптуре, дизайне, инсталляциях и арт-объектах. Красота и пластичность терракоты, изысканная строгость фарфора, многоцветье фаянса и майолики, монументальное величие шамота – находят широкое применение в разных сферах человеческой жизни. Сегодняшние мастера, керамисты, художники имеют возможность, пользуясь всеми достижениями прошлого, искать свой путь самовыражения в искусстве керамики.

Важной вехой в истории современного искусства стало проведение тематических симпозиумов, пленэров, конференций, групповых инсталляций.Особое место в этом процессе занимают симпозиумы художественной керамики. Симпозиумное движение - часть мировой художественной жизни, особенно активизировавшаяся в конце прошлого - начале нынешнего века. География проведения симпозиумов довольно широка: это традиционно «керамические» страны: Латвия, Узбекистан, Грузия, Белорусь, Украина, западная часть России. Что касается остального мира, то симпозиумы керамистов с различными интервалами происходят в Польше, Хорватии, Германии, Италии, Израиле, Аргентине, Тунисе, Франции, Уругвае, Японии, Корее, Китае. Симпозиумы керамистов организовываются музеями и общественными организациями, производственными компаниями и отдельными инициативными людьми. По своему направлению они тоже имеют различия: есть симпозиумы поклонников одной керамической техники, например техники «раку» обжига или симпозиум с применением так называемых «примитивных» обжигов, проводятся симпозиумы традиционной малой пластики, симпозиумы ландшафтной керамики, тематические симпозиумы, симпозиумы пылающей керамической скульптуры.

В этом 2012 году художниками-керамистами, членами Иркутского регионального отделения СХ России был организован Международный художественный проект «Байкал-КераМистика». Инициаторы и авторы проекта - Ерошенко Т. и Пуртян С.  Также в реализации проекта участвовали Таволжанская Е. и Таволжанский И. Проект проходил под эгидой Министерства культуры и архивов Иркутской области, при поддержке Иркутского художественного училища им.Копылова и Института и гуманитарных наук Ни ИрГТУ. Поддержку проекту также оказали: заведующий кафедрой искусствоведения Института Изобразительных Искусств Ни ИрГТУ, доктор исторических наук Есипов В.В., искусствовед, заместитель директора института Лось О.К., издательство «Время странствий» в лице генерального директора Ерошенко Л.Г., интернет-сайт «Прибайкалье» в лице Ступина Д.В., организация «Иркутскгеофизика», турфима «БайкалТерра» и турбаза Солнечная. Проект наш позиционируется как международный, но в этом году он состоялся как Всероссийский, несмотря на одну участницу из Ирландии.

Проект «Байкал-КераМистика» включает в себя широкий круг целей и задач. Одна из главных задач: культурный, мировоззренческий, профессиональный, творческий обмен между художниками-керамистами разных регионов страны и других стран. Обмен опытом в таком сложном искусстве, как искусство керамики – очень ценен. Ведь существует много способов и лепки, и декорирования, и обжига керамики. Когда в одном месте собираются керамисты из разных школ, регионов и стран – то это совершенно уникальный способ обменяться знаниями и уменьями, научиться, быть может, мыслить по-иному.

Еще одна из задач: популяризация искусства керамики среди Российского и в частности Иркутского зрителя. К сожалению, многие иркутяне, имеют представление и судят о керамике по изделиям не самых лучших китайских производителей, которые наводнили Иркутск или по ремесленной и сувенирной керамике, которую делают иркутские народные мастера на продажу. Мы хотим рассказать людям и показать, какой может быть керамика, что такое авторская художественная керамика, что керамика – это не только крынка, свистулька или кафельная плитка, что она не обязательно должна исполнять какую-либо функцию. У зрителей возникает возможность приехать на пленэр и понаблюдать, как создаются авторские изделия ручной работы из глины, а также увидеть готовые изделия на последующих выставках. На Западе и на Востоке художественные работы из керамики приобретаются государственными музеями, частными художественными галереями, ценителями. В России, особенно в Сибири, понимание керамики у галеристов и зрителей довольно поверхностное. Сюда не приезжают выставки известных художников-керамистов, на выставки наших местных художников ходит лишь горстка людей, несмотря на то, что у нас сильные интересные художники. Наш проект, я уверена, должен увеличить интерес публики к авторской художественной керамике.

Также задачей проекта является расширение границ возможностей для молодых художников, студентов и выпускников Иркутских и других Российских учебных заведений по специальности художник декоративно-прикладного искусства. Участие в нашем пленэре позволит молодым художникам-керамистам участвовать в международных проектах и профессионально расти, создавать работы для выставок. В настоящее время мало у кого из молодых художников существует возможность создания базы для работы с керамикой, т.к. это очень материально-затратное мероприятие, необходима не только мастерская, но и дорогостоящее оборудование. Многие выпускники специальности «керамика» меняют направление профессиональной деятельности именно из-за отсутствия возможности работать в материале. Данный проект направлен, в том числе, на возможность хоть немного возместить нехватку творческой мастерской и личного оборудования. Многие керамисты, даже имея техническую базу, также меняют направление своего творчества из-за невостребованности местного рынка в авторской керамике. Воспитание вкуса зрителя - одна из задач проекта «Байкал-КераМистика».

Масштабной, на несколько лет задачей является формирование города Иркутска, как одного из центров современного искусства керамики. Быть может, это звучит слишком амбициозно, но все возможно. Данный проект как раз и начнет формирование фонда для будущего музея современной керамики, который по замыслу организаторов планируется создать на территории Иркутского или Байкальского регионов. Для этого каждый участник будет оставлять одну свою работу, выполненную на пленэре, в фонд музея. Подобные музеи существуют на Украине в Опошне, в Богородске, Нижнем Новгороде, являясь центром притяжения для туристов, художников, искусствоведов, зрителей. В этих музеях собраны великолепные коллекции современного искусства керамики. Я считаю, что для возможности создания музея современной керамики в Иркутске есть все основания. Ведь в нашем регионе существует богатейший исторический и художественный пласт развития искусства керамики в лице Переваловского Фарфорового Завода в Усольском районе, от коллекции уникальных работ которого осталась лишь малая часть в коллекции музея-усадьбы Сукачева. У нас много своих талантливых работающих в материале художников-керамистов, каждый из которых может пополнить фонд музея керамики своей работой, так как каждый автор по-своему уникален и неповторим, со своим подходом к пластике, цвету, формообразованию, у каждого есть своя тема, свой узнаваемый почерк. Это члены Союза Художников России: Назарова Л., Копенкина О., Борисов Г., Серикова-Рубцова Н., Иванов А., Уварова С., Поляница А., Ерошенко Т. Также в Иркутске много молодых талантливых специалистов, ведь у нас их выпускает три учебных заведения: Художественное Училище им. Копылова, кафедра дизайна НИ ИрГТУ, Педагогический Университет. Многие из них хотели бы остаться в керамике, была бы возможность. Более того, в силу своего географического и культурного положения на карте мира, именно Иркутск может стать одним из центров симпозиумного движения: мы находимся между Востоком и Западом, и у нас есть замечательное место притяжения – Байкал, куда стремятся попасть многие художники. Потворить на Байкале – мечта многих. Нужно только лишь иметь для этого хорошую техническую базу. В планах проекта: приглашать на пленэр на Байкале художников-керамистов из разных уголков России, из Монголии, Китая, Японии, стран Европы, быть может, из более далеких стран. И каждый участник пленэра будет делиться своим уникальным опытом, своими интересными приемами с коллегами, а также оставлять в фонд музея одну свою работу. И, рано или поздно, уже сам музей станет центром притяжения для туристов и художников.

В этом году мы приступили к реализации проекта «Байкал-КераМистика», проведя на Байкале первый керамический пленэр. Одно из условий участия в пленэре: профессиональное художественное образование, что обеспечит высокий уровень керамических работ. В первом пленэре приняли участие 25 художников-керамистов, среди них - 17 профессиональных художников и 8 студентов художественных вузов. В пленэре участвовали художники из Екатеринбурга, Тюмени, Кемерово, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Северобайкальска, Хабаровска, а также русская художница из Ирландии. Среди участников было две выпускницы кафедры Дизайна НИ ИрГТУ, одна выпускница Иркутского Педагогического Университета. Пленэр проходил на острове Ольхон в поселке Хужир с 25 июня по 6 июля. Результат работы пленэра можно было увидеть 7 июля в 130-м квартале города Иркутска, там же профессиональное жюри выбрало победителей по трем номинациям и те работы, которые остались в фонде проекта и по замыслу организаторов должны стать началом формирования фонда для музея современной керамики.

При организации подобного мероприятия сложность состоит в том, что необходимо создать оборудованную базу для выполнения полного технологического цикла изготовления изделий из керамики. То есть должны быть рабочие места для каждого участника, глина, место для сушки работ, место для утильного обжига, место для политых декоративных обжигов, достаточно мощная электрическая сеть, которая выдержит нагрузку печей, собственно сами печи для обжига, гончарные круги. При подготовке к пленэру нами была проведена огромная подготовительная работа. Были сделаны печи для разных видов обжига: газового, утильного, дровяного; изготовлены ножные гончарные круги, вообще на пленэре было 2 ножных круга и один электрический гончарный круг, также подготовлены рабочие места для участников пленэра, частично приобретена, частично приготовлена глина для работы, также были проведены экспериментальные обжиги, которые стало реально применить в походных условиях пленэра.

Участники пленэра в течение 10-ти дней в напряженном ритме и довольно спартанских условиях лепили, красили и обжигали изделия из глины, работая по трем номинациям: «авторский стиль», «впечатления от Байкала» и «традиционный гончарный предмет, как объект современного искусства».

Надо сказать, что при создании художественных работ технологическая составляющая, конечно, важна, но более важна способность художника задумать образ и умение осуществить задуманное. И в случае с подобным пленэром, когда художник попадает в определенные условия, он должен очень быстро сориентироваться и увидеть именно такой образ, который не пойдет в разрез с технологическими возможностями, например, с возможностями глины или обжига. Случаются работы, которые хороши были бы и сами по себе, при любом обжиге, а случается, когда работа задумана именно под конкретный декоративный эффект, и форма продумана именно для него, и особым образом подготовлена поверхность изделия, и тема раскрывается именно здесь, в этом обжиге. Вот тогда случается волшебство совместного творения человека и огня, когда обжиг соответствует идейному замыслу художника. Случается, конечно, когда работа, ее идея, тема и образ совершенно не соответствует результату и возможностям данного обжига. Художнику могло не хватить для этого или опыта, или художественного чутья.

На нашем пленэре у участников была возможность обжечь свои творческие работы в трех видах обжига: раку, восстановление и дровяной. Также они могли использовать традиционные древне-русские методы декорирования керамики: обвар в мучной болтушке и молочение. В пленэре мы совместили достаточно современный способ обжига с использованием газа и довольно старые способы, на которых я остановлюсь поподробнее.

Обжиг - «раку» родился в Японии в 17 веке, благодаря корейскому мастеру Тэдзиро, который создал новый тип грубой керамики, покрытой темной глазурью и отличающейся благородной простотой. Одна из его чашек была подарена вельможе Хидэёси. В знак благодарности вельможа подарил мастеру золотую печать с иероглифом «раку», что означает «наслаждение», «душевный покой». Сегодня «раку» называется определенный стиль керамики, когда изделие, сделанное из грубой шамотированной массы обжигается, покрывается глазурью, часто оставляя непокрытые участки глины, затем вновь обжигается, вынимается раскаленным из печи щипцами и опускается в горючий материал: опилки, листья, сено, кору, газету. Каждый материал дает свой декоративный эффект. Черепок приобретает цвет от черного до серого или коричневого, а глазурь, если она в своем составе содержит оксиды меди – восстанавливается и становится неоднородно-медной. Последние десять-двадцать лет получил активное распространение в Европе и европейской части России. На пленэре этот метод попробовали использовать в своих работах все участники, но особенно гармонично и в соответствии с идейным замыслом он нашел свое применение в работах следующих авторов: Штанько В., Северобайкальск, «Байкальские травы», Киркинская А., Новосибирск, «Ольхонская рыбка», Абдулбанеева К., Ирландия, «Глубины Байкала», Лось Л., Иркутск, «Гроза над Байкалом», Кызылова Е., Тюмень, «Звездное небо, упавшее в Байкал», Ерошенко Т., Иркутск, «Медноцветы».

Восстановительный или, по-современному, редукционный обжиг - это тоже не новое изобретение, его применяли еще в 13-14 вв. керамисты из Северного Китая. Корейские мастера в 10-14 вв. благодаря снижению кислорода в печи получили глазурованные селадоновые серовато-зеленые изделия (название происходит от имени персонажа французского театра Месье Селадона, одетого всегда в зеленое). Такой цвет дает железо, содержащееся в небольшом количестве в глазури. Интересна также техника «масок», применявшаяся на протяжении веков в Андах и процветающая до сих пор в Северном Перу. На обожженный черепок наносится шликер и при повторном бескислородном обжиге открытые участки поверхности становятся черными, а под слоем наложенного шликера, там, где создается бескислородная среда – светлые. Также бескислородный обжиг в коптящем пламени применялся традиционно и в России при изготовлении так называемых «синюшек». Первым в России профессиональным художником, вспомнившим про эту технологию, был Врубель. Работая в Абрамцево, он экспериментировал с технологиями обжига в дровяном горне, получив серию художественных работ с эффектами восстановленной меди. На нашем пленэре мы провели редукционный обжиг, используя газовую печь и возможности газовых горелок. Экспериментатором и создателем печей для пленера для проведения раку-обжига и восстановительного обжига стал Пуртян С. Авторы, применившие технологию восстановления на пленэре: Томилова Е., Тюмень, «Духи воды»; Суховерхова И., Красноярск, «Марсианские дудочки»; Дрыгина Е., Тюмень, «Тотем». Традиционный русский способ задымления или «синюшек» удачно перекликается с работами Гречанова К., Хабаровск, «Хранители времени», Таволжанских Е. и И., «Красавица» и Фахретдиновой Г., Тюмень, «Принцесса Гороо».

Дровяной обжиг в бочке, который также активно используется в Европе современными керамистами, берет свое начало, как я полагаю, из примитивного так называемого ямного обжига, которыми пользовались еще в эпоху неолита и в некоторых странах, применяют до сих пор. Традиционно обжиг этот проводят в яме, засыпая изделия битыми черепками, а сверху закладывая топливом, в Индии таким топливом служат высохший коровий навоз. Из-за того, что не всегда удается поддерживать равномерный жар и приток кислорода, цвет может получиться неровным, пятнистым. Именно к такому непредсказуемому эффекту стремятся современные художники, используя эту древнюю технологию обжига. Сегодня иногда в него еще привносятся дополнительные эффекты, например, добавление солей и окислов разных металлов. В нашем случае экспериментатором и вдохновителем этого обжига стал организатор, технолог Пуртян С. Он, в некотором смысле, компилировал, то есть собрал воедино увиденные им способы проведения подобного обжига, переосмыслил, поэкспериментировал и получил свой метод дровяного обжига с применением медного купороса и пищевой соли. Обжиг этот трудно описать, изделия пересыпаются купоросом, солью, опилками, дровами, биотопливом, все это медленно прогорает в бочке, и в результате получаются совершенно уникальные изделия из керамики, здесь уже совершенно точно почти непредсказуемые и неповторимые. Этот метод декорирования великолепно и довольно неожиданно применили в своих работах Кондрашина О., Кемерово, «Острова»; Фахретдинова Г., Тюмень, «Чилим».

Были также на пленэре сделаны композиции, задуманные изначально с применением двух или даже трех видов обжига. Это работы Глагольевой Д., Красноярск, «Четыре стихии»; Кондрашиной О., Кемерово, «На берегах Байкала»; Ерошенко Т., Иркутск, «Покой».

Но использование каких-либо конкретных обжигов для нас не самоцель. В следующем пленэре могут быть другие печи и другие обжиги. Прежде всего, мы исходили из сегодняшних своих возможностей и возможностей места. Главное было: организовать сам пленэр и обеспечить качественное спекание изделий, а задача участников: применить данные возможности для создания законченного художественного объекта.

В этом году одна из участниц Абдулбанеева К., художница с русской классической школой Изобразительного искусства, но с европейской школой керамики, проживающая и работающая в Ирландии, на пленэре выполнила сложную по пластике и формообразованию работу в стиле «модерн» с применением раку-обжига «Глубины Байкала», также она поделилась с участниками пленэра некоторыми секретами европейских технологий декорирования и показала ряд фотографий с последними тенденциями современного искусства керамики на европейских выставках. Такое разнообразие подходов к пластике очень ценно для нашего проекта. На пленэре были также проведены мастер-классы для участников по различным способам формообразования, декорирования и обжига изделий из керамики. Мастер-классы проводили как организаторы, так и участники мероприятия: по гончарному мастерству на пинальном круге, декорирование в технике обвара и молочения – Таволжанский И., по работе с бумажной глиной и технике лепки с эффектом растрескивания – Гречанов К., по выполнению на гончарном круге изделий с эффектом древесной коры и японской технике со смещенным центром – Ерошенко Т., по выполнению на круге «бублика» для кумгана и горшочка с двойным краем в традиционной скопинской технике – Фахретдинова Г., по лепке из пласта и техники инкрустации цветными массами – Кондрашина О., по декорированию с применением конского волоса – Таволжанская Е., по декорированию в бочке с применением солей – Пуртян С.

В программе пленэра, кроме всего прочего, были запланированы мастер-классы для гостей и жителей острова, но в силу насыщенности программы мы успели провести два мастер-класса по гончарному мастерству: для группы детей из Ольхонского района, которых специально организованно привезли для этого, и группы Иркутской изостудии «Радуга», проживающие в это время на острове. Но все посетители и гости имели возможность понаблюдать непосредственно за процессом создания работ из керамики.

Данный художественный проект, по моему мнению, внесет ценный вклад в становление Иркутска, как центра туризма, как города современного, который не обходят стороной тенденции современного искусства, в том числе искусства керамики.

Татьяна Ерошенко, художник по керамике, автор, художественный руководитель проекта "Байкал-КераМистика". Статья написана для научной конференции "Сукачевские чтения", г.Иркутск, 2012