Языки

Международный художественный проект

Байкал-КераМистика

озеро Байкал, остров Ольхон, пос. Хужир

Телефон в Иркутске

8914-902-2524

июнь-август 2019

О том, каким был симпозиум, удался или не очень, всегда свидетельствуют итоговые выставки. Если судить по выставленным работам в Хужирском краеведческом музее и г.Иркутске, Байкал-КераМистика-2018 имеет право претендовать на одну из самых ярких и запоминающихся в ряду прошедших симпозиумов.

Тщательный подход к выбору участников организаторами (в 2018 году их было меньше всего за всю историю проекта) принес свои плоды: девять приглашенных художников из Сербии, Хорватии, Словении, Португалии, Литвы, Японии и России показали высокий уровень мастерства и зарядили площадку проекта необходимым творческим настроем на весь сезон. Двухнедельное керамическое действо было полно поиска, эксперимента и маленьких открытий.

Для искусствоведческого анализаопределенную сложность представляет всегда сакраментальное соотношение формы и содержания, приведение тех или иных «единиц» к некоему «общему знаменателю». Задача не из простых, особенно для современного искусства. Попробуем для начала определить круг тем и проблем, которые каждый автор пытается решить и выразить в своем творчестве.

Доминантой проекта стала тема природы и экологии – актуальная на сегодня во всем мире. Причем данная тема нашла опосредованное выражение с оттенком легкого философского созерцания и размышления у участников Байкал-КераМистики-2018.
У Анастасии Чариной (Санкт-Петербург) тема промышленного загрязнения окружающей среды родилась задолго до байкальского симпозиума. Серия «Дышите – не дышите» стоит особнякомв ее светлом и жизнеутверждающем творчестве, наполненном образами диковинных цветов и ягод, нарядных барышень и симпатичных котеек. Ее совершенно невероятный «Выдох», созданный на симпозиуме, привлекает, прежде всего, необычностью форм и оригинальным композиционным решением.
К числу самых необычных произведений симпозиума относится и «Керамистический эндемик» МихалаКушика (Словения). Эту работу можно считать по-настоящему самобытной и авангардной как по замыслу, так и по воплощению, где применен синтез материалов (дерево+глина). В самом названии заключены самые невероятные смыслы, связанные с байкальскими эндемиками и уникальными «редкими»  керамистами сегодня… Домысливать можно бесконечно. В этом и ценность работы М. Кушика. Дизайнерское дарование позволяет автору создавать яркие нетривиальные арт-объекты.
«Высказанная мысль» Урмана Каражанова (Ростов Великий) также может претендовать на оригинальность «изложения». У автора получилась яркая изобразительная мифологема, предполагающая не только визуальное «прочтение» композиции, но и абстрактное домысливание. Художник будто играет со зрителем в некую словесную игру, в которой может быть несколько решений…
Композиции Йолы Вал (Португалия) представляют сложнокомбинированные подвесные конструкции, «играющие» с конкретным пространством, для которого они созданы. Тонкие изогнутые фарфоровые пластины-волны с разнофактурным тиснением соединены по принципу «кольчужного плетения» в широкоформатное панно. Подобный модульный подход к решению композиций позволяет художнику применять широкий спектр идей. В данном случае образ навеян шепотом байкальской волны и водорослей, оставляющих замысловатые следы на песке…
Природные мотивы близки и Владице Стефанович-Сивцев (Сербия). Об истоках своего творчества она прекрасно выразилась в интервью, сказав однажды: «Мое самовыражение как керамиста сильно зависит от моего образования как биолога. В сущности, моя работа-это средство материализации моего увлечения феноменом жизни во многих ее формах. Вдохновение приходит во множестве обличий:  это может быть изображение в электронном микроскопе пыльцевого зерна, кокоса, найденного на экзотическом пляже, или колонии ракушек, всплывающих на поверхность во время отлива…». В каждой работе художника – любование множеством биологических микромиров, удивление перед чудом Природы и радость от ее созерцания.
Сочетание антропоморфных и биоморфных форм присуще творчеству Эгле Эйниките-Наркевичене (Литва). Взяв за основу один мотив, Эгле может варьировать его бесконечно. На симпозиуме художником необычно была подана тема байкальских губок. Отталкиваясь от привычных форм, но экспериментируя с глиной, цветными пигментами, глазурями, различными видами обжигов, автор создал серию многофигурных композиций на данную тему. Своеобразие пластики работ, их ощутимая «скульптурность» придают произведениям художника особое изящество и красоту.
ЮриФукуока (Япония) известна изысканными композициями из тончайших фарфоровых «лепестков». Трогательность и лиризм ее творчества берут свое начало в сдержанно-проникновенной эстетике японского искусства и культуры. Здесь, на Байкале, Юри создает совершенно не похожие на ее прежние работы произведения. «Брутальная» композиция «Кости», созданная в технике баррел-пит-раку, отражает тему бренности всего сущего и перекликается с философскими произведениями жанра «ванитас» в мировом искусстве.
Елена Гамбарян (Москва) нашла себя в ландшафтной скульптуре, главной задачей  которой является максимальноорганичное «обрамление» окружающего пространства. Излюбленным мотивом ее творчества является лес и его обитатели. «Графические зарисовки», созданные на симпозиуме, представляют автора как замечательного декоратора керамических поверхностей.
Тема одиночества и созерцания близка Борису Роце (Хорватия). В авторской технике «крокодиловой» глазури он создает монументальную по характеру композицию «Одиночество».  Вторая работа - «Место поклонения» - является сложносоставной модульной конструкцией и отсылает зрителя к первоистокам бытия, главным символам мироздания.
Безусловно, каждый художник a-priori уникален и самобытен. Но не каждый способен согласно известной фразе – «выйти за рамки устоявшихся традиций и привычных схем». Среди участников проекта 2018 года были те, кто рискнул и попытался создать нечто отличное от того, что делал до этого момента. И все участники симпозиума оказались яркими самобытными состоявшимися мастерами своего дела.

Юлия Башинова, искусствовед, Ирутск