Языки

Международный художественный проект

Байкал-КераМистика

озеро Байкал, остров Ольхон, пос. Хужир

Телефон в Иркутске

8914-902-2524

июнь-август 2019

Уважаемые друзья! Мы рады представить вам результат работы шестого международного художественного симпозиума «Байкал-КераМистика» на страницах этого каталога.
В этом 2018 году вновь был Байкал, вновь была мистика, вновь ощущалась помощь Байкальских духов в течении всего проекта, ну, и конечно же, была, есть и будет Керамика.
Любовь к Керамике – это то, что движет этот проект. Это сложное, разнообразное, захватывающее, живое, всегда неповторимое, по-своему мистическое действо - создание керамических объектов. Команда, которая в этом 2018 году организовывала и вела проект: Сергей Пуртян, Татьяна Ерошенко, Елена Носова, Дмитрий Хохловкин, переводила Ирина Трусова, фотографировал и снимал Алексей Кривель.
Проведение проекта «Байкал-КераМистика» стало как наркотик. Невозможно себе представить теперь жизнь без живого общения с братьями по разуму и цеху, без этих сумасшедших выматывающих недель подготовки, затем двухнедельной круглосуточной работы в наших белых симпозиумных шатрах, радости бесконечного общения, взаимного обмена опытом, утренних, дневных и ночных обжигов, песен на разных языках, затем серии отчетных выставок, потом пустоты и только уже потом осознавания, насколько стала больше твоя керамическая семья и насколько богаче ты стал.
Проект «Байкал-КераМистика» развивается, расширяется географически, становится технически оснащеннее.  На творческой площадке проекта проводятся образовательные проекты для студентов художественных ВУЗов и СУЗов, и школа керамики для непрофессионалов.
Проект значительно обогатился участием в проекте не только профессиональных художников по керамике, но и участием художников-скульпторов и живописцев, причем разных стран мира, работающих также в керамике. Это накладывает определенный стиль на работу с материалом, другой подход к форме, фактуре, цвету, таким образом шире и богаче раскрывая художественные возможности материала, его пластические способы выразительности. В коллекции нашего фонда появились также работы, соединяющие разные материалы: шамот с ржавым металлом, найденным на острове, фарфор и каменная масса с медью, черная глина с бронзой.
Техническая площадка проекта оснащена, как и раньше, электрическими и газовыми печами. Участники могли обжечь свои работы с использованием технологии так называемого «американского раку» (далее «раку»), восстановительного обжиг (reduction) в газовых печах, низкотемпературного дровяного обжига в бочке с использование солей металлов (barrel-pit-raku), обычного окислительного обжига.
Технология раку-обжига появилась из Японии в 16 веке. Благодаря британскому художнику Бернарду Личу про нее узнали в Европе в начале 20 века. Благодаря американскому художнику Полу Солднеру и его экспериментам, технология раку-обжига видоизменилась. Он вынул раскаленный горшок из печи и обернул его во влажные листья, создав восстановительную среду при охлаждении изделия.  Этот процесс получил название «копчения» керамики (Smoking) и радикально отличался от традиционного японского способа охлаждения изделий Раку в окислительной среде. Тем не менее, именно этот способ положил начало так называемым «американским раку» и распространился во многих странах. К 1960-м годам в среде американских керамистов существовало уже несколько представлений, что такое «раку»: это были либо предметы, обожженные в задымленных камерах («прокопченные»), либо обожженные и прошедшие охлаждение в камерах с тлеющим топливом или в воде.В начале Стивен Бранфман определяет керамику «раку» как обожженную в предварительно разогретой печи и вынутую из печи при максимальной температуре и медленно охлажденную в воде, в контейнере с горючими материалами либо просто на открытом воздухе. Свобода и спонтанность творчества, сотрудничество мастера с материалом, непредсказуемость конечного результата и эстетическое своеобразие делают керамику раку привлекательной для всех художников. [1]
На симпозиуме Байкал-КераМистикабольшое место занимают постоянные эксперименты с обжигом раку. Ведь на сегодняшний день насчитывается не менее 10 видов этого обжига. Участники симпозиума, приезжая из разных стран, имеют разный опыт работы с этой технологией. Ценным является возможность обмена опытом, желание художников делиться информацией и способность учиться друг у друга.
В этом году, кроме уже традиционных для нашего проекта газовых печей и раку-обжигов, появились пока небольшие высокотемпературные печи, благодаря чему стало возможно работать с фарфором и каменными массами. Некоторые художники смогли создать малую пластику из фарфора либо скомбинировать в своей работе грубый шамот и тонкий фарфор.
Применение той или иной технологии обжига, по моему мнению, не является самым важным фактором для художественного симпозиума по керамике. В мире проводятся симпозиумы раку-обжига, симпозиумы дровяного обжига, симпозиумы огненной скульптуры, посудные симпозиумы. Да, посудный симпозиум, например, необходимо проводить с качественным высокотемпературным обжигом, иначе это не качественная посуда. Если же речь идет о создании художественного произведения, то здесь подходит любая технология. И важной профессиональной задачей для художников является способность знать возможности предложенных обжигов и умение их максимально использовать для раскрытия своего замысла. И необходимо задумывать именно такую творческую работу, которая «подходит» для данного вида обжига.Это задача участника абсолютно любого симпозиума. Участники проекта Байкал-КераМистика каждый год справляются с этой непростой задачей: за короткий промежуток времени выдать прекрасный результат, достойный любой выставки и музейной коллекции.
Керамика – это вид современного искусства с широчайшими возможностями. И мы рады знакомить зрителя с этим миром керамического искусства и художниками разных стран, которые в нем живут и творят.
Я благодарна участникам за ваш невероятный талант, за дружбу, за прекрасные работы, которые вы оставили в Фонд проекта.

1. Керамика «раку»: японская традиция в интерпретации западных мастеров XX века/Егорова А.А.[Электронный ресурс]:- URL:htpp://teahouse-nsk.livejournal.com

Художественный руководитель проекта Т.Ерошенко