Языки

Международный художественный проект

Байкал-КераМистика

озеро Байкал, остров Ольхон, пос. Хужир

Телефон в Иркутске

8914-902-2524

июнь-июль 2016

Среди художественных проектов последних лет, во множестве возникающих в культурном пространстве Иркутска, «БайкалКераМистика» относится к тем немногим, которым присущ серьезный, основательный, по-настоящему творческий подход организаторов к задуманному делу. Тем более, что дело это вот уже два года объединяет вокруг себя разный неравнодушный к искусству керамики народ – от студентов-художников и просто любопытствующих, до признанных мэтров и знатоков. Если прибавить к сказанному смелость и креатив участников – получится яркое уникальное явление в нашей культурной жизни.

О том, что проект организован не «для галочки», а является событием давно желанным, ожидаемым и востребованным, прежде всего для самих художников, красноречиво свидетельствуют ежегодные итоговые выставки. Разноплановые и неоднозначные, они представляют большой творческий потенциал участников, выявляют их индивидуальность, отражают многообразие методов, приемов, техник и манер. Творческий поиск вышел здесь на первый план, и мы стали свидетелями интереснейшего эксперимента с формой, цветом, фактурой, пластикой и т.д. Можно часами ходить от работы к работе, гадая: «Как это сделано?» Особенно радует, когда «рецепт» художника, включающий равные доли мастерства и вдохновения, воплощается в ярком выразительном образе, таком к примеру, как «Воды Байкала» В. Аминовой (Тюмень, 2012), «Духи воды» Е. Томиловой (Тюмень, 2012), «Рыбаки» О. Хан (Москва, 2013), «Белый ветер» Ю. Юшковой (Красноярск, 2013), «Хранители времени» К. Гречанова (Хабаровск, 2012). Здесь мы видим попытку художника довести образ до значения символа, выразительной аллегории. Напротив, в работах «Деревья, птицы, облака» Л. Вороновой (Иркутск, 2013), «Перевал на Ольхоне» Е. Вагиной (Н. Новгород, 2013), «Гроза над Байкалом» Л. Лось (Иркутск, 2012) ощущается тяготение авторов к «малому» жанру, красоте простых мотивов. И оттого каким-то покоем и мягкостью веет от этих многоэлементных композиций, где главным является чувство ансамбля. Это «пейзаж в керамике», неторопливое спокойное повествование о байкальской природе.

Есть еще некоторые работы, которые нельзя обойти вниманием и без которых разговор о выставке был бы неполным. Это своего рода «жемчужины» экспозиции. Сиятельным господином в мерцании глазурей предстает волшебный «Жим» (2013) и трогательно-лукавой - «Шаманка» (2012) А. Киркинской (Новосибирск). Таким же трогательным, но совсем не лукавым, а немного грустным получился «Облачный ангел» у Т. Ерошенко (Иркутск, 2013). Но грусть у него все же светлая, рискну отметить – совсем как у нашей музейной репинской «Девочки-рыбачки». Девочка с лицом ангела или ангел – ее душа? Прекрасна пластика лис Н. Мещеряковой (Красноярск) в композиции «Знакомство» (2013). Перед нами завораживающий динамичный танец, умело и гармонично заведенный рукой художника. Олицетворением нежности и хрупкости явилась «Дочь Байкала» Г. Фархетдиновой (Тюмень, 2012). А то, что сотворили И. Рогова (Пермь, «Ольхонские сны», 2013), Ю. Малыгин (Самара, «Ноша», серия «Из детства», 2013), Г. Сметанина (Рязань, «Павлины», 2013) и Н. Корчемкина (Пермь, «Северный путь», «Осень», 2013) – просто песня! Обаяния этим работам не занимать…

У каждого художника своя степень погружения в тему и, следовательно, полнота ее раскрытия. Кто-то смело идет на эксперимент, сам не ведая, куда он его приведет, и иногда результат действительно стоит этого риска. Кто-то предпочитает остаться в надежном русле традиции, создавая тонкие, чисто «эстетские» вещи, являя особенности той или иной художественной школы. И, наконец, кто-то осознает единство времени, места и действия, проникается аурой Прибайкалья, и на свет являются произведения, полные неуловимого очарования этой земли. Это результат серьезного творческого переосмысления темы, попытка обобщения личностных и общемировоззренческих представлений о взаимоотношениях человека и природы, Микро- и Макрокосма. В этих завершенных композициях ощущается прикосновение к тайне одного из самых сакральных и загадочных мест планеты. И на вопрос некоторых недовольных: «Зачем собираться художникам, музыкантам, театралам и поэтам именно на Байкале?» - есть очень простой тривиальный ответ: «Потому как для всей творческой братии как чистый байкальский воздух нужно именно «байкальское» вдохновение – залог рождения настоящих произведений». Это своеобразный «крестовый поход» против пошлости и безвкусицы «Kars`a» и прочая, прочая, чем без меры полна сегодня жизнь вокруг. «БайкалКераМистика» возрождает замечательные традиции творческих дач советского периода, когда грамотно, последовательно и бережно выстраивалась система «художник – среда – произведение» и работал этот механизм безупречно. Сегодня мы можем увидеть полноценное воплощение этой системы на примере реализации данного проекта, где сделано все возможное для плодотворной работы художников, их творческого общения. Где еще возможно так свободно, в течение нескольких недель, работать керамисту, экспериментируя с глиной, многочисленными глазурями и прочим спецматериалом, испробовать разные виды обжига, включая удивительное раку? Плюс интереснейшее общение с коллегами и метафизика пространства вокруг. Создать что-то плохое просто невозможно! И, надо полагать, запаса байкальских сил хватит художнику надолго, чтоб уехать домой внутренне обогащенным, обновленным, создать еще что-нибудь «по следам» симпозиума и поучаствовать в выставках, где можно и потеснить «королеву» изобразительных искусств живопись и услышать, наконец, разговоры о хорошем уровне керамики в стране, в Сибири и в Иркутске в частности. Надо надеяться, «БайкалКераМистика» станет «кузницей» художников, искусством которых можно будет гордиться в будущем.

 

Юлия Башинова, искусствовед, Иркутск, научный сотрудник отдела «Сибирское искусство» Иркутского областного художественного музея им В.П.Сукачева.