Языки

Международный художественный проект

Байкал-КераМистика

озеро Байкал, остров Ольхон, пос. Хужир

Телефон в Иркутске

8914-902-2524

июнь-июль 2016

Татьяна Зиненко, кандидат искусствоведения, член Украинского керамического общества, старший преподаватель кафедры культурологии Полтавского национального педагогического университета имени В.Г. Короленко

 

КЕРАМИКА СКВОЗЬ ПРИЗМУ БАЙКАЛЬСКИХ СТИХИЙ

 

Мистика началась венским вальсом: импозантные кавалеры и прелестные дамы в костюмах позапрошлого века вальсировали ранним утром в иркутском аеропорту, пахнущим тайгой и небом.

***

Ощущение застывшего времени и пространства. Широкие, как степь, улицы и врожденная интеллигентность в глазах местных девушек.... Все это Байкал. Вернее, остров Ольхон и поселок Хужир, ставшие этим летом местом встречи художников-керамистов из многих стран. Здесь, уже в третий раз проводится Международный симпозиум художественной керамики «Байкал–Керамистика». Статус международного он обрел в этом году впервые и на призыв организаторов окликнулись художники из Казахстана, Турции, Литвы, Беларуси и разных регионов России.

Симпозиум, как форма существования современного искусства, находит все больше почитателей, сторонников и продолжателей. Желание творчески поработать в среде единомышленников, в условиях, кардинально отличающихся от привычной мастерской, неизведанные места, неиспробованные глины, новые технологии обжига и еще много нового, таинственного, непостижимого – все это тянет и зовет художника на симпозиум. Само слово «симпозиум» довольно противоречиво воспринимается людьми: одни прикрывают событийную сторону другими названиями: «пленер», «практикум», «фестиваль», с одной стороны, боясь ассоциаций с античным «бурным вечерним застольем, сопровождавшемся философскими беседами»; другие – боясь соотносить проводимое практическое мероприятие с высоким уровнем теоретических научных форумов. И все же, именно термин «симпозиум» является наиболее оптимальным для характеристики творческого сотрудничества художников-керамистов в определенной среде с определенными заранее условиями участия и творческими задачами. Симпозиум несет в себе общение, обмен опытом, поиск новаторских подходов к созданию художественных работ. Именно из симпозиумного движение берут свои истоки такие понятия как «монументальная», «пылающая» керамическая скульптура. Симпозиумы служат великому делу трансформации отношения зрителя к художественной керамике, как к высокому искусству.

В художественной жизни многих стран появились новые центры со своими особенностями и задачами. Рядом с уже давно известными керамистам центрами: Бехине в Чехии, Кечкемет в Венгрии, Даугавпилс в Латвии, Опишне в Украине, Болеславец в Польше, Кохила в Эстонии и других, появились и успешно развиваются: «Арт-Жижаль» в Беларуси, «Дивосвит» в Украине, «Интонации» в Германии. Ряд интересных проектов реализуется в Хорватии, Сербии, Турции, Италии, Индии, Монголии, Китае, других странах. В Российской Федерации, начиная с 2010-2011 года прокатилась волна симпозиумов: в Красноярске, в Рябово, в Перми, во Всеволо-Вильве, в Уржуме и Абрамцево, в Чувашском Заволжье… Следует также назвать симпозиум «Северное пламя», проводимый в деревне Верхние Мандроги Ленинградской области…

Даже на фоне такой «тотальной керамизации», симпозиум «Байкал-КераМистика» выглядит ярко и внушительно. Попробуем разобраться, в чем секрет данного явления. Во-первых, название: четкое, емкое и лаконичное. В этом триедином слове прочитывается глобальная концепция проекта (где керамистика есть мистика керамики). Во-вторых: эмблема, органично сочетающая в себе древние байкальские наскальные «писаницы» и современные сосуды. В третьих – любовь. Да-да. Любовь. Мое глубокое убеждение в том, что симпозиумы – это живые существа, являющиеся миру не сами по себе, не путем четких рассчетов, а из огромной любви всех, причастных к их созданию.

Симпозиум «Байкал-КераМистика» идеален по многим показателям. Это и  исключительная организационная работа. Согласитесь, организовать материало-, энерго-, финансо- затратное мероприятие фактически на ровном месте – дело непростое. Все нужно привезти с материка на остров: гончарные круги, глину, печи для обжига, палатки для работы, глазури, пигменты и многое-многое другое. А потом еще увезти все это плюс созданные работы в город, провести итоговую выставку на Ольхоне и в Иркутске – все это сложно даже для большой специализированной организации. «Байкал-КераМистика» демонстрирует нам чудеса менеджмента: супружеская пара: куратор Татьяна Ерошенко; куратор-технолог Сергей Пуртян и два помощника: Лидия Лось и Павел Ермаков все делают сами. Огромную помощь оказывает также Людмила Ерошенко – журналист, фотограф и краевед.

Организация культурной программы и экскурсий: прибывшим участникам в первые дни показывают главные достопримечательности острова и Байкала: их ждут незабываемые поездки на самый северный мыс Хобой с обязательным вкушением свежеприготовленной ухи из омуля; сыпучие пески; «шагающие деревья»; сложенный, как из голгофовских крестов, старый причал бывшего рыбосовхоза, невидимая и ощутимая всеми баба Катя Ольхонская – все это ложится неизгладимым грузом на чувствительную художественныю душу. Я зря задавала участникам один из традиционных вопросов: нужна ли тема симпозиума? Здесь нет вариантов: Байкал обладает такой мощной энергетикой, что все-равно все будут лепить байкальские истории в собственном, конечно, прочтении.

В третьих, быт. На Байкал ежегодно приезжает много тысяч туристов, так что местных жителей не удивляет обилие языковых и этнических особенностей. Но такого уровня умение тихо, изящно и незаметно делать все необходимое для гостя, как это делают на турбазе Беликовых в Хужире, где жили художники, достигается либо многолетним «вышколом», либо рождается вместе с человеком. Ольхонские леди – девушки чистые и светлые, уверенные и самодостаточные, характерные и неспредсказуемые – как море, на берегах которого они родились. Байкальские травы, молоко байкальских коров, байкальский омуль и традиционное бурятское блюдо: «позы» – все это помогает ощутить особенности этого удивительного места.

И, наконец, в четвертых, печи, обжиги и мастер-классы. Все эти, характерные практически для любого симпозиума, атрибуты на Байкале обретают свою, мистическую окраску. Мастер-классы, к примеру, это не просто стремление показать себя – это отдельная «байкальская история». Участники пытались показать колегам что-то новое, нужное и важное. Так художница из Турции Битюль Демир Каракайя показала как делать «маленькую сагар коробочку», Юргита Ясинскайте из Литвы и Вольга Семяшка из Белоруси продемонстрировали технику «обвары», Сергей Пуртян показал удивительные способы создания керамических музыкальных инструментов, а Светлана Уварова очаровала керамистов техникой «валяния»…

Творческие вечера, несмотря на плотный график работы-декорирования-обжига, собирали много зрителей. И каждый такой диалог позволял не только поближе узнать  историю художника, с которым находишся рядом, но и открывал неожиданные параллели. Скажем, мне приходилось читать статьи Вильяма Мейланда,  посвященные керамическим симпозиумам, напечатанные в «ДИ» еще в конце 1980-ых. И вдруг, оказывается, что московский искусствовед – Светлана Кавецкая – жена и друг этого известного критика!

Байкальская среда вносила коррективы в то, что и как показывать и видеть. Неизгладимое впечатление произвел фильм об Александре Задорине, показанный питерским искусствоведом Еленой Власовой. Фильм о человеке и художнике, привнесшем в современное искусство новые яркие идеи.

Отдельное слово – о печах. Их значение в художественной керамике архиважное. Ибо посредством «закалки огнем», глиняное изделие становиться керамикой. Мобильные газовые печи для симпозиума создавал своими руками Сергей Пуртян. Он же, как куратор-технолог симпозиума, производил все обжиги, превращая высохшую глину в звенящую и прочную керамику. А еще он придумал короткие и емкие афоризмы: «без глины на Байкале отдыха нету», «каждый раз, отламывая лишнее (в печи при обжиге ? – авт.) я чувствую себя суровым критиком»; «нужно уметь выразить свою мисль минимальным количеством глины».

***

Творческую группу третьего сезона «Байкал-КераМистики» составили девятнадцать художников и четыре искусствоведа. Разные по возрасту, по опыту, по характеру и темпераменту; воспитанники различных художественных школ, отличающиеся во взглядах на искусство, на эстетику и на керамику  – все они составили практически монолитную команду байкальського керамического симпозиума 2014. Среди участников были художники, чей симпозиумный опыт исключительно огромный. Артем Гориславец (Казахстан) и Юргита Ясинскайте (Литва), побывавшие на многих международных симпозиумах, отмечали высокий уровень симпозиума на Байкале. Для молодых российских художников, чьи международные форумы еще впереди, Байкал-КераМистика стала прекрасным творческим трамплином, требующим консолидации собственных сил на создание призведений как на симпозиуме, так и на продолжение начатого процесса в своей мастерской.

***

Ветры на Байкале имеют имена. Все на Байкале имеет имена. Все на Байкале посвящено Байкалу и проникнуто силой и могуществом всех его стихий.  Созданные на симпозиуме работы, стали частью его переменчивой и своенравной природы.

Богатейшей по ассоциативному влиянию есть композиция «Перволоси» Татьяны Ерошенко. В отточенных лаконизмом простых формах, художнице удалось достигнуть «эффекта монументальности». Небольшими по размеру работы воспринимаются нерушимо и мощно. Работы Татьяны Ерошенко в большинстве случав, монохромны, обогащенные деликатной градацией оттенков серого и мягким теплом терракоты («Перволоси», «Духи предков», «Шепот звезд», «Шум ветра»). Важная роль в создании работ отведена динамическому графическому декору («Шепот ветра») и как-бы случайному «впятныванию» оскидов металлов («Духи предков»). Сдержанность и строгость в выборе выразительных средств, в данном случае, содействует активному раскрытию творческой индивидуальности автора.

Работы Артема Гориславца всегда узнаваемы. Выполнены авторской техникой, они несут на себе печать свого создателя. Идея, заложенная в его главной работе на симпозиуме «Ковчег» открывается и прочитывается не сразу: здесь и древние писаницы, и «окно желаний» на мысе Хобой, и волны, и скалы. Художественная композиция сложна по конфигурации, состоит из четырех горизонтальних уровней, символизирующих углубленность человека в древние истоки  и стремление к новому, неизведанному и желанному. Впечатляет конструктивное построение работы и соответствие формы, декора и цвета, гармоничных в своей совокупности. Визуально центральная часть содержит активный рельефный декор, удачно контрастирующий с гладкими цветными поверхностями белого «верха» и железно-красного «низа». Работа Артема Гориславца воспринимается как целостная, глубокая, ассоциативная.

Очень тонко и ассоциативно передала свои впечатления от Байкала художница из Турции Сейхан Илмаз. Ей, работавшей на симпозиуме в своей привычной ювелирной технике ажурирования керамики, удалось передать динамику и силу байкальського ветра, вырывающего почву из под ног байкальських деревьев. Ветер, закручивающий крону дерева и освобождающий наружу его корни («Байкальское дерево»).

Творчество Юргиты Ясинскайте из Литвы, работавшей на симпозиуме в своей проверенной временем и пространством авторской технике, и на этот раз не оставило равнодушными зрителей и профессионалов.  Художнице удались эксперименты с цветом: испольование цветных глазурей, техники редукционного обжига и «обвара» создали широкий диапазон градации неброских пастельних оттенков. В композиях «Ветер удачи» и «Насквозь» они создают невероятный  художественный еффект.

Белорусская художница Ольга Семашко трудилась на «Байкал-КераМистике» как всегда, вдохновенно и продуктивно. Кроме своей визитной карточки  – рыжей кудрявой «обварной» композиции («Монолог сосны») – она создала серию «В горах». Ее зооморфные горы впечатляют органичным соединением пластики формы, естественно-случайной компоновкой цветовых пятен. Силу работы подчеркивает идеальное технологическое исполнение и обжиги.

Анна Квасова продемонстрировала лучшие качества – умение учиться новому, расти и воспринимать при этом мир удивленными широко расспахнутыми глазами художника. Серия работ «Семья» состоящая из трех стилизированных сосудов, горлышки которых декорированы  яркими блестящими вставками, создают ощущение уюта, спокойствия, незыблимости традиций.

Довольно противоречивы «Ольхонские мотивы» отразила в своей работе иркутская художница Светлана Уварова. Она использует технику «широких мазков» по керамике, смело заимствованую из текстильних техник «валяния». Это создает неожиданный и интересный художественный эффект. Но желание «сказать слишком много» в одной работе иногда дезориентирует зрителя.

Многие художники обратились к интерпритации в керамике байкальських камней. Свои подходы к этой теме продемонстрировали в своих работах Тамара Криво («Байкальские самоцветы»») и Светлана Уварова («Прибой»).

В целом, итоговая симпозиумная выставка показала большую разноплановость созданных работ, разный уровень подходов к решению художественных задач. Участники свободо творили и эксперементировали,  искренне радовались незнакомым техникам и восхищались творческими удачами колег. Это свидетельствует о том, что главная цель симпозиума достигнута. «Байкал-КераМистика» уже заявила о себе, как о серьезном и традиционном культурном явлении и вписала свою достойную страницу в историю мирового симпозиумного движения. Хочется пожелать, чтобы проект, рожденный в любови, в любови и жил. Уверена, что мистика священного и сильного места будет всячески этому способствовать. Здравствуй, новая байкальская керамическая история!

 

11.09.2014.

Опошня, Украина