Языки

Международный художественный проект

Байкал-КераМистика

озеро Байкал, остров Ольхон, пос. Хужир

Телефон в Иркутске

8914-902-2524

июнь-август 2019

Международный художественный симпозиум «Байкал-КераМистика», стартовав пробно в 2012 году еще как пленэр керамики, уже в 2013 году превратился в профессиональный художественный проект и потому этот год является для проекта некой точкой отсчета. В 2014 году проект «Байкал-КераМистика» получил статус международного и в этом, 2016-ом, уже в третий раз прошел в этом статусе. Ежегодные «рабочие» встречи профессионалов, накопленный опыт в организационной и творческой деятельности, позволяют подвести «итоги в пути».
      Симпозиум начинался на голом месте, его «голизну» украшал только энтузиазм Татьяны Ерошенко и Сергея Пуртяна, поддержанный и поддерживаемый всеми теми, кто разделяет идею иркутских подвижников. Идея симпозиума двигала каждый шаг энтузиастов в достижении цели и задач. Назовем их. Но прежде позволю себе лирическое отступление. Вникнув в суть дела, нельзя не восхититься тонкому, продуманному на шаги вперед,  расчету: соединить будущее с настоящим, и как это настоящее способно сохранить богатейший опыт прошлого.  Конечная цель (будущее), как я понял, надеюсь правильно: создание Музея современной керамики в Прибайкалье. Для чего? Для сохранения и развития художественной керамики как вида современного изобразительного искусства (настоящее)! Почему так обостренно звучит идея проведения симпозиума? Потому что художники – наши современники остро осознали нынешнюю критическую ситуацию: профессиональная художественная керамика, как и многие другие виды искусства, оказались «вне конкуренции» с сувенирной продукцией и ширпотребом интернационального происхождения, способный вытеснить из нашей жизни высокое, прекрасное – все то, что тысячелетиями возвышало человека (прошлое).
     Организаторы байкальского симпозиума очень четко и пошагово выстроили стратегию своих действий во время встреч на Байкале. От частного к общему, от малого к большому. Их задачи прочитываются легко. Прежде всего решаются чисто профессиональные вопросы. Ежедневная «рутинная» практика на симпозиуме состоит из нескольких частей: лепка, работа на круге, обжиги; мастер-классы; презентации; фиксация всех процессов на фото и видео пленку. В перечисленном ряду исключительное место  занимают мастер-классы, на которых авторы, как правило, делятся опытом создания работ, включая, например, использование компьютерных или иных современных технологических или технических приемов и материалов. Правда, по зрелищности и эвристичности вне конкуренции с мастер-классами только выемка форм из печей, их «гашение» в опилках или обвара. Авторские презентации – им отведено самое комфортное время суток - вечером, после ужина: «оратор», используя  видеоматериалы, мгновенно переносит вас в разные концы мира. В 2016 году участники симпозиума «побывали» в Бразилии, разных городах Турции и Индии, в Англии, Монголии, городах России – от Питера до Иркутска. Подобным образом организованный симпозиум позволяет решать и другие вопросы. В частности, непрерывный культурный обмен, «приватное» общение служит сближению людей разных национальных традиций и таким образом - звучит пафосно, но правдиво -  выполняет роль полпредства между народами. Если на первые симпозиумы иностранцы ехали в Сибирь с «опаской» увидеть медведей на улицах городов, то теперь они знают, что у нас еще и искусство хорошее есть, не говоря уже о людях – гостеприимных, добрых, мирных. Тут же решается еще одна, исключительной важности, задача: учебная. На симпозиумы стали приезжать студенты и преподаватели художественных вузов; погружаясь в творческую обстановку, молодые люди быстрее осваивают не только азы профессии, но и самые передовые технологии и техники. А если иметь в виду, что в среду чистых керамистов «проникают» скульпторы или живописцы, то мы становимся очевидцами того самого синтеза, о котором не перестает думать ни один творческий человек.  Появление керамических «букетов», живописных объемов монументальных форм, как и скульптурных композиций, прихотливым образом «перекочевавших» в постмодернистские объекты, тому яркое подтверждение. И которые тут же вносятся в «картотеки» искусствоведов, их приглашение для участия в работе стало доброй традицией байкальских симпозиумов.      
       О керамическом симпозиуме на Ольхоне сказано: «… необходимо всеми силами сохранять данное  уникальное явление как точку рождения культурного феномена Сибири, путь обновления и обогащения нашего отечественного искусства» . Все искусствоведы из Москвы, Красноярска, Иркутска, Украины, Омска, которым посчастливилось в разные годы быть приглашенными участниками симпозиума, дружно присоединяются к только что приведенным словам нашей коллеги, авторитетного, опытнейшего искусствоведа Елены Власовой (Санкт-Петербург, Академия им. Штиглица).
    Во все то, ЧТО и КАК делают Татьяна Ерошенко и Сергей Пуртян на Ольхоне,  веришь в самое лучшее - продолжение: и в формате симпозиума, и в виде Музея современной художественной керамики в Прибайкалье.
А завершу я свое короткое слово, пожалуй, так. Обладатель первой премии в номинации «За лучшее пластическое решение» II симпозиума «Байкал-Керамистика» на Ольхоне (2013)   Юрий  Малыгин (Самара) по окончании двухнедельной творческой работы выразил, наверное, главное и от имени всех, мнение: «Сакральное место стимулирует творческую деятельность» .  Байкал для всех россиян, и, как я наблюдал, для всех добрых людей нашей планеты, является тем самым сакральным местом, которое нас всех объединяет, которое сподвигает на все самое прекрасное и доброе, на что во все времена был способен человек. В добрый час!

Владимир Чирков,
кандидат философских наук, доцент, член комиссии по искусствоведению и художественной критике
Союза художников России.
г. Омск.