Языки

Международный художественный проект

Байкал-КераМистика

озеро Байкал, остров Ольхон, пос. Хужир

Телефон в Иркутске

8914-902-2524

июнь-август 2019

Международный художественный симпозиум «Байкал-КераМистика-2019» состоялся, следуя своей неизменной традиции, на острове Ольхон, в самом сердце озера Байкал. Ежегодный формат симпозиума, включающий, помимо непосредственного созидательного процесса, мастер-классы, эффектные ночные обжиги, а также авторские презентации от участников проекта, несколько лет назад обогатился еще одной новой и важной формой взаимодействия - обучающим проектом Университет». Подобный вариант летней школы дает возможность студентам художественных учреждений или художникам-любителям поучиться у опытных мастеров, приобщиться к секретам профессионального мастерства.
Итогом двухнедельной работы участников симпозиума стала отчетная выставка, организованная во внутреннем пространстве байкальской резиденции, а в августе украсившая выставочные залы Иркутского областного художественного музея. Основу экспозиции составили более 30 художественных композиций от 16-ти художников из Австрии, Португалии, Венгрии, Словении, Армении и России.
Яркая и многоплановая выставка, включающая разнообразие керамических изделий: от декоративных пластов, блюд, мелкой пластики и сосудов до ландшафтных объектов и арт-инсталляций, не только знакомит с современными тенденциями в керамике, но и демонстрирует индивидуальность, неповторимость художественного почерка каждого мастера.
Так, в творчестве некоторых участников в качестве новых стилеобразующих ориентиров звучит интерес к органическим формам и материалам.
Керамические композиции Марисы Грило, художника из Португалии(Пока втроем; Пришла со всем, что у нее было), ассоциативно связанные с подводным миром коралловых рифов, интровертны. Они замкнуты на мире внутренних переживаний и субъективных поисков красоты, попытках пластического воплощения идей, о которых не расскажешь словами.
Прообразами забавных керамических персонажей Ирины Трусовой(Россия, Москва), биолога по первому образованию, также стали жители морского дна («Бохустис», цикл «Тайна третьей планеты»). Ирину воодушевляют природные формы и материалы, что находит отражение в причудливых очертаниях композиций, тщательной проработке характера поверхности и их цветовом решении.
Петра Линденбауер (Австрия) с любознательностью первопроходца исследует среду обитания, выискивая в ней идеи и находки для своего вдохновения. По словам Петры, природа для нее — друг и наставник. Композиции, показанные на выставке (Голубой Байкал; серия «Байкальские орнаменты»; Байкальская земля и ветер), выполнены под впечатлением от красоты Байкала и острова Ольхон. Автор использует природные фактуры и рельефы, рождая удивительную гармонию формы, цвета и содержания.
Под влиянием от ландшафтов и сакральной энергетики Ольхона была создана лаконичная по форме и наделенная скорее символическим, нежели реалистическим, звучанием композиция «Закат». Ее автор — Вера Бакастова, художник из Санкт-Петербурга.
Философским восприятием от не столько увиденного, сколько прочувствованного на берегах Байкала наполнены композиции-торы ростовского художника Урмана Каражанова. Цельные и в то же время разомкнутые формы, выполненные из байкальского черного песка и местной глины, таят в себе скрытое движение. С наплесками байкальских волн ассоциируются бирюзовые всполохи глазурей (Песок и волны). Продолжая развивать, как и в прошлом году, тему«мысли высказанной», автор обращается к эстетике абсурда (Игра в слова). Его привлекает также восточная философия с ее любовью к недосказанности и медитативной культуре созерцания.
В триптихе Елены Сластниковой (Челябинск) «Ночь над Байкалом» ощущается влияние античной классики — как в работе с формой, так и в преклонении перед красотой человеческого (в первую очередь женского) тела. Предпочитая работать в скульптурном направлении, автор лепит свои изысканные композиции из тонкого пласта, используя особый метод моделирования, при котором достигаетсяпередача тончайших нюансоврельефной поверхности.
Керамическая пластика художника из Звенигорода Анны Куприяновой выполнена на волне вдохновения от местной фауны и легенд о хранителях-первопредках байкальской земли. Творчеству Анны — яркому, изразцовому, русско-народному, в целом присуще фольклорное мышление. Несмотря на сибирский «акцент» ее композиций (Земля, воздух, вода; Белёк), а также некоторую стилизацию,в нихотчетливо ощущается крепкая связь с образами и орнаментальным наследием народной русской культуры.
Сосудоваяние остается одной из основных тем в творчестве Сергея Пуртяна (Иркутск). Художник развивает идею одухотворенности сосуда— «вместилища души и тайн бытия». Его «Буха-Нойон» отсылает нас к прибайкальскому эпосу, согласно которому мифический бык Буха-Нойон является тотемным прародителем бурятского племени булагатов. Авторская интерпретация мифологического образа демонстрирует попытку по-своему — оригинально, но бережно, осмыслить художественное наследие прошлого, подойти к проблеме соотношения традиций и новаций в современной керамике.
В композиции «Разрыв» Татьяна Ерошенко (Иркутск) стремится передать эмоциональный настрой, развить внутреннее физическое напряжение, сделать его осязаемым. Татьяну интересует состояние метаморфозы и противостояния, момент перехода из одного состояния в другое. Кажется, еще немного— и ее«Грозовые тучи» прольются летним ольхонским ливнем.
Безусловно, одной из знаковых работ этого сезона можно назвать «Сошедших с небес» Ваграма Галстяна (Армения).Его устремленные ввысь духи, наделенные человеческим обликом, родились под впечатлением от сакральной атмосферы Байкала.Будучи активной и разносторонне одаренной личностью (оператор, режиссер, мастер арт-и видеоперформансов и социально-политических акций), Ваграм Галстян исследует в своем творчестве проблему взаимодействия человека и общества, рассматривая конфликт, в том числе и в искусстве, как движущую силу многих процессов.
Социальная проблематика не чужда концептуальным экспериментам Палмы Бабош, художника-керамиста из Венгрии. Фарфор — излюбленный материал Палмы — в ее руках утрачивает свое утилитарное назначение и превращается в сложные арт-объекты и многоуровневые инсталляции. Одна из главных тем, волнующих автора — проблема экологии, глобального потепления и таяния льдов в Антарктике. Ей посвящена композиция «Icebergs». Природе, которую просто необходимо сохранить любой ценой, она противопоставляет бездушные модули небоскребов и однотипных квартирных «коробок».
Интерактивные инсталляции художника из Словении Иваны Петан (Между водой и ветром) также рассчитаны на внимание и близкий контакт с аудиторией. В основе ее творчества интуитивное постижение окружающего мира, отсюда — импровизация, как способ самовыражения. Ивана открыта к диалогу и приглашает своего зрителя стать соучастникам созидательного процесса.
Светлана Шубникова (Ангарск) — добрая сказочница, в ее руках оживают байкальский камень или коряга, а старые вещи получают второе рождение (Облака; Течение времени; Странники). Забавные герои ее волшебных работ, нередко кочуя из одного произведения в другое, ведут свою неспешную жизнь, вызывая добрую улыбку.
Миры Елены Носовой (Семечко; История о лесе) скорее фэнтезийные, нежели фантастические, строятся на контрасте и противопоставлении героя (который, как правило, выступает альтер эго автора) окружающему и зачастую чуждому ему миру. Елена — талантливый повествователь, ее глиняные панно рассказывают нам увлекательные истории.
В руках молодого керамиста Валентины Комаровой (Санкт-Петербург) глина становится послушным инструментом и служит для воплощения самых смелых и оригинальных идей. Способность глины к трансформации позволяет художнику экспериментировать со сложными формами и создавать неожиданные интерпретации самых разнообразных объектов или явлений (Ольхонские облака; Собачка).
Керамические композиции иркутянки Лидии Лось (Лес; Трава, смятая снегом) вполне узнаваемы. Сделав стилизацию одним из любимых художественных приемов, она с легкостью препарирует и видоизменяет заинтересовавший ее образ, сделав акцент на новой, авторской трактовке увиденного.
Можно отметить, что в искусстве современной керамики идет активный поиск новых средств выразительности, предельного выражения свойств материала, богатства его цвета и фактуры, освоения новых сюжетов и тем. Ярким тому подтверждением вновь стал ежегодный международный симпозиум «Байкал-КераМистика».

Елена Кабунова,
искусствовед,
заведующая отделом сибирского искусства Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва,
член Ассоциации искусствоведов России