International Art project

Baikal-CeraMystica

Russia, lake Baikal, Olkhon island, Khuzhir village

phone in Irkutsk (Russia)

8914-902-2524

June-August 2019

Удаленность события во времени, пусть и непродолжительном, предполагает иные критерии оценки и восприятия свершившегося. С этой точки зрения, Пятая керамистика уже приобрела черты некоторой «оформленности» и предстала явлением многосложным. Она – уже история, интригующая и самобытная.
Сосуществование и взаимодействие столь разных по «духу и содержанию» художников определило весь облик симпозиума, придав ему яркий интернациональный колорит. Остров посреди озера-моря в очередной раз стал местом соприкосновения культур Запада и Востока, Севера и Юга. Как в зеркале, он отразил синкретизм современной мировой культуры, в очаге которой, рано или поздно, должны проявиться черты будущего искусства. Признаком того, что организаторы симпозиума встали на верный, но трудный путь, является тот факт, что на Байкал стали съезжаться художники-керамисты, которых привлекла создавшаяся  благоприятная для продуктивного общения и творчества ситуация.
Среди художников можно увидеть тех, кто неоднократно принимал участие в работе предыдущих симпозиумов, кто «прикипел» к нему душой и сердцем. Это москвичи Ольга Хан и Дмитрий Хохловкин, для которых проект стал нечто гораздо большим, чем просто очередной слёт керамистов. О. Хан - яркий представитель современного российского искусства керамики, создающий монументальные по духу композиции. Здесь, в Сибири, рождаются произведения, отражающие мощь и силу байкальской земли. Художник находит нечто органичное и близкое своей натуре и темпераменту. Скульптура «Возвращение» предстает в этом плане весьма символичным творением.
БайкалКерамистика-2016 стала настоящим подарком для всех любителей искусства керамики, так как в ее работе приняли участие  первоклассные профессионалы: Уна Гура и Элина Титане, Татьяна Николаенко и Алена Залуцкая, Светлана Шинкаренко и Диджли Оней, и многие другие талантливые художники.  В этом «байкальском ожерелье» каждый «камушек» – высочайшей пробы.
Темой Байкала, историей этой земли прониклась гостья из турецкого Измира Д. Оней, создавшая серию композиций по мотивам древних сибирских петроглифов и артефактов с использованием различных материалов и фактур. Удачным образцом археоарта (или неоархаики) можно назвать «Охотничью коллекцию», демонстрирующую «инструментарий» первобытного охотника. За этой композицией и рядом других, созданных как здесь, на Байкале, так и в родном Измире, стоит глубокое и серьезное изучение древних культур, ставших предметом научных изысканий художника, уже имеющего высокую ученую степень.
Виртуозность в использовании цветовых свойств различных глазурей представляет в итоговой композиции «Косяк» Светлана Шинкаренко.  Переливчатое сияние устремленных вверх объемных вертикальных форм великолепно передает образ стремительно движущегося косяка рыб сквозь толщу прозрачной воды. Художник удачно обобщает образ и проявляет большое живописное дарование: цвет и форма сосуществуют здесь  гармонично и цельно.
Большими мастерами обобщения образа и стилизации формы являются Уна Гура и Элина Титане. Лаконичность и точность образного языка художников во многом определены традициями прибалтийской художественной школы, создавшей   неповторимую и изысканную эстетику. Композиции У. Гуры - «Птицы», «Корабли», веселая «Ольхонская психоделия» - отсылают нас все к той же «морской» теме – Байкал, но с очаровательным прибалтийским «акцентом». Произведения Э. Титане можно отнести к дизайнерским по форме и конструктивному подходу к решению образа. Графическая аскетичность цвета обнажает ажурный «скелет», переплетенный каркас сложных объемных форм, тяготеющих к языку пространственных символов, доведенных до знака. Этот же конструктивный дизайнерский подход мы обнаруживаем в декоративной композиции «Долгожданный дождь» Т. Ерошенко. Созданное в технологии баррел-пит-раку, это произведение являет собой образец обобщения высокого художественного уровня.
Художники Татьяна Николаенко и Алена Залуцкая создают сложные по ансамблевому решению многоэлементные композиции, последовательно и ясно раскрывающие, в одном случае, всю ту же «морскую» тему («Флотилия» Т. Николаенко), а в другом - библейскую («Переход» А. Залуцкой). Повествовательность, изначально заложенная в самом замысле, подталкивает авторов идти на театрализацию: перед зрителем разворачивается целый спектакль с увлекательным сюжетом и главными действующими лицами. Персонажи Т. Николаенко напоминают нам о трогательном и нежном рококо с небольшой долей гротеска и легкой иронии, сквозь которые ощущается культура интеллигентного Петербурга. Композиции Т. Николаенко уникальны применением в них сложной  технологии изготовления механизмов фарфоровых кукол-марионеток.
Современную индийскую керамику представили Шриния Чоудхури и Сарасвати (Рената Середа). В лирично-мягкой  интонации байкальскую тему решает Сарасвати. В аллегорической форме композиций «Пески Ольхона», «Бурятская мелодия», «Дары Ольхона» автор передает «звучание» ветра и воды, земли и неба. Получились интересные по форме и цвету объекты: светлые и радужные, наполненные душой всех стихий острова.
Доминанта религиозного миросозерцания, ощутимая во всех работах Ш. Чоудхури, с большей силой проявилась в композиции «Путешествие в запредельное». Образ ковчега-колесницы, расписанного таинственными санскритскими письменами и символами, несет черты традиционных индуистских верований и заключает в себе сакральное отношение народа хинди к заупокойному культу. Хочется надеяться, что путешествие в прибайкальские земли самой Шринии только началось…
В том же запредельном пространстве, окутанном тайной мифов, находит вдохновение Сухбурэн Наранхуу.  Пространство его образов – реальное и ирреальное - это мир степняков-кочевников. Казалось бы, что знает о шаманских гимнах, призывающих духа Байкала в облике девушки (а не сурового седобородого старца из сказок!) этот юный, слегка салонный, художник, воспитанный в традициях буддийской культуры и философии? И дело даже не в том, что он привык писать образы степных красавиц. Отзвуки «Души Байкала» скрыты где-то в нашем подсознании и воскресить их может лишь большой художник, коим, несомненно, становится Сухбурэн.
Социальная тема, воспринимаемая в обществе в большинстве случаев остро и эмоционально, нашла свое воплощение в метафорах Тома Гилеспи и Пинар Гузельгун. Откликом на европейские политические события лета 2016 года стали работы Т. Гилеспи «Референдум» и «Мемориал». Драматично воспринятые художником, они проявились в образе разбитой тарелки, которую не склеить и памяти, которую не забыть…
Новую страницу в истории БайкалКерамистики открыли в этом году Юрий Ахпашев и Андрей Салтан, представившие традиционный народный гончарный промысел. Введение данного вида творчества в уже сформированную структуру симпозиума говорит о давно назревшей проблеме межвидового и жанрового ограничения, связанного с расстановкой всех точек над «i» в сознании современного обывателя (и не только) в определении понятийных границ между «гончарным изделием» и собственно искусством керамики. Думается, одно никак не мешает другому, а только дополняет и взаимно обогащает выросшие из одного корня  искусства.
Подводя итоги, хочется вернуться к размышлениям о синкретизме современной культуры, свидетелями которого мы являемся, и плоды которого не заставят себя ждать в будущем. Следовательно, разговор о нем, несомненно, продолжится…

 

Юлия Башинова, научный сотрудник Иркутского областного художественогг музея